Оценка нематериальных активов
По мере развития бизнеса, нематериальные активы и интеллектуальная собственность становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятия. Иногда по стоимости нематериальные активы превосходят материальные и служат основным конкурентным преимуществом компании в борьбе за клиента. Это справедливо прежде всего для предприятий и организаций, имеющих устойчивую деловую репутацию, являющихся правообладателями известных товарных знаков или работающих на рынке наукоемкой продукции.
С 1 января 2008 года вступила в силу часть четвертая Гражданского Кодекса РФ «Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Теперь правовая охрана представляется большему перечню объектов интеллектуальной деятельности, чем это предусматривалось законодательством ранее. Согласно вышеназванному документу правовая охрана предоставляется следующим результатам интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность):
- произведения науки, литературы и искусства;
- программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
- базы данных;
- исполнения;
- фонограммы;
- сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
- изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- селекционные достижения;
- топологии интегральных микросхем;
- секреты производства (ноу-хау);
- фирменные наименования;
- товарные знаки и знаки обслуживания;
- наименования мест происхождения товаров;
- коммерческие обозначения.
Оценка интеллектуальной собственности — определение стоимости, которая обусловлена потенциальной эффективностью нематериального актива, характеризуемого технологической и производственной новизной. По сути, это оценка потребительной ценности объекта НМА, включающая такой фактор, как способность приносить дополнительную прибыль.
Оценка объектов интеллектуальной собственности проводится в целях:
- купли-продажи (переуступки) прав на объекты интеллектуальной собственности;
- формирования уставного капитала;
- залога;
- привлечения инвестиций;
- заключения договоров франчайзинга;
- дарения или безвозмездной передачи, наследования;
- других сделок, связанных со сменой собственников на действующее предприятие или ее части (доли или пакеты акций).
Поскольку многообразие объектов интеллектуальной собственности очень велико, и каждый объект имеет свою специфику, перечень документов и информации, необходимых для проведения оценки интеллектуальной собственности, разделен по видам объектов оценки:
- Оценка патентов
- Оценка товарного знака и деловой репутации
- Оценка объектов авторского и смежных прав
- Оценка ноу-хау, результатов НИР и НИОКР
Главной сложностью при оценке нематериальных активов является недостаток, а иногда и практически полное отсутствие объективной информации о состоянии конъюнктуры соответствующего сегмента рынка, особенно с учетом того, что все расчеты производятся исходя из реальных программ и планов развития.